В Ухте предложили назвать площадь именем репрессированного скульптора

Ухтинский художник Олег Сизоненко предложил переименовать Октябрьскую площадь в площадь Николая Бруни.

Олег Сизоненко озвучил предложение на торжественном возложении цветов к камню в память о жертвах сталинских репрессий.

– Я предложил переименовать Октябрьскую площадь в площадь Николая Бруни. Скульптора, изобретателя и священника, расстрелянного в 1939 после того, как он изваял памятник Пушкину, ставший символом Ухты – написал художник после церемонии на своей странице ВК. – Поддержали. Председатель совета города, краеведы, совет ветеранов - сказали, что будут содействовать.

Николай Александрович Бруни (28 апреля 1891—1938) — российский живописец, музыкант, футболист, поэт, прозаик, лётчик, Георгиевский кавалер, священник и авиаконструктор.

Николай Бруни родился в 1891 году в Санкт-Петербурге. Выпускник Тенишевского училища, посещал "Цех поэтов", публиковал стихи в "Гиперборее" и других периодических изданиях. Учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепьяно. Во время учебы в консерватории был солистом Петербургской филармонии.

В 1909 году Николай окончил Тенишевское училище (8 классов), одно из самых престижных учебных заведений Петербурга. Училище Тенишевой давало образование и воспитание в духе Царскосельской гимназии, разнообразя знания по математике, словесности, литературе — латынью, английским и французским языками. Программа уделяла также много времени рисованию и музыке. Большинство выпускников училища отлично владели тремя, а то и четырьмя языками, знали теорию живописи и многие рисовали, играли на фортепьяно. Уровень профессиональной подготовки Николая Бруни был столь высок, что он был принят сразу по окончании училища на старший курс Петербургской консерватории.

В 1913 году окончил Петербургскую консерваторию по классу фортепиано.

Николай Александрович был наделён разнообразными дарованиями и интересами: занимался живописью, знал несколько иностранных языков, писал стихи, играл в первой петербургской команде футболистов. В 1911—1914 годах Николай Бруни входил в Цех поэтов Серебряного века. Его стихи печатались в литературных журналах Петербурга.

В 1914 году Н. А. Бруни добровольцем ушёл на фронт и стал санитаром. Вскоре он опубликовал свои фронтовые заметки «Записки санитара-добровольца». На фронте же родились его рассказы «Лесник», «Кузьма-тележка», «Дорогой цветов» и другие. За мужество и отвагу Бруни был переведён в авиацию на строевую службу.

4 июля 1919 года Н. А. Бруни в Харькове был рукоположен в сан диакона.

В 1928 году Бруни устроился переводчиком в Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил. Потом работал в отделе переводов ЦАГИ, в Институте гражданской авиации, где переводил специальную техническую литературу с четырёх европейских языков. После этого у Николая Александровича обнаружились способности к конструированию, и он начал работать в Московском авиационном институте (МАИ). К 1933 году Николай Александрович, проявив незаурядные конструкторские способности в авиастроении, стал профессором МАИ. Оставил след в отечественной авиации как авиаконструктор, разработав новую кинематическую схему автомата перекоса несущего винта вертолёта, которая и до сих пор используется во всём мире.

В 1934 году в качестве консультанта в Москву по приглашению МАИ приехал знаменитый французский летчик Жан Пуатисс. Бруни сопровождал его в качестве гида и переводчика.

1 декабря 1934 года, услышав об убийстве Кирова, инженер Бруни высказал пророческую фразу: «Теперь свой страх они зальют нашей кровью». 8 декабря 1934 года он был арестован по ложному доносу. Поводом к аресту послужили контакты с Ж. Пуатиссом. Бруни был обвинён в шпионаже в пользу Франции. Когда Бруни уводили, он очень старался не хромать; человеку, у которого одна нога короче другой на несколько сантиметров (последствия авиакатастрофы, в которой он чудом выжил), не хромать было трудно.

В мае 1935 года семья Н. А. Бруни — жена Анна Александровна и шестеро детей — была выслана из Москвы в Малый Ярославец. Брат Николая, художник Лев Александрович Бруни, после удачной выставки помог деньгами, и Анна Александровна купила полдома на улице Герцена.

23 марта 1935 года Бруни был осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей и отправлен в Ухтпечлаг в посёлок Чибью. Ему повезло — он стал лагерным художником. В лагере Николай Александрович в 1937 году в память 100-летия со дня смерти А. С. Пушкина создал из кирпича и бетона памятник поэту. В Ухтпечлаге уважали культуру и вместе со всем цивилизованным миром отмечали столетие роковой дуэли. За памятник Бруни получил шикарную премию — недельное свидание с женой; рассказывают, что он не взял у неё копчёное сало и сухари, велел везти обратно, будучи уверенным, что дети голодают (так оно и было). Вместо фотографии жена привезла его карандашный автопортрет.

25 ноября 1937 года вновь арестован Тройкой УНКВД Архангельской области по обвинению в «контрреволюционной агитации». 21 декабря 1937 года приговорён по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания — расстрелу. Из материалов дела: «Внедрял религиозные традиции среди заключённых: происходящие в СССР события увязывал со Священным писанием». 29 января (по другим источникам — 4 апреля) 1938 года Н. А. Бруни был расстрелян в небольшом расстрельном лагере, который стоял на реке Ухтарке. Там ныне установлен поминальный крест, где в числе остальных погибших поминают и о. Николая Бруни. О том, как погиб о. Николай Бруни, рассказал родственникам очевидец, чудом спасшийся во время расстрелов. Перед расстрелом о. Николай призвал всех приговорённых к смерти встать с колен, а сам обратился к Богу и запел молитву.

Семья о его смерти узнала спустя двадцать лет. В полученной справке о смерти Бруни было сказано: «Сообщаем Вам, что Николай Александрович Бруни, 1891 года рождения, находясь в местах лишения свободы Управления п/я АО-226, умер от воспаления лёгких 4 апреля 1938 года. Зав. архивом УИТУ МВД Коми АССР Ю. В. Помиранцев.». Судьба его матушки, жены Анны Александровны, сложилась тоже весьма трагично.

10 августа 1956 года Николай Александрович Бруни реабилитирован посмертно.