Вовлеченные в практику! Как проходит подготовка студентов-педагогов в ВятГУ

О том, как формируются актуальные профессиональные компетенции педагогов, рассказал зав. базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ВятГУ Павел Горев

Вятский государственный университет является основным поставщиком педагогических кадров в образовательные организации региона. Профессия педагог - выражается не количественным показателем – в крупнейшем вузе нашего региона главными критериями обучения является качество, планомерное и постоянное усовершенствование работы по формированию навыков будущих педагогов.

Так, летом 2017 года на площадке кировского лицея № 21 была создана базовая кафедра педагогических технологий и предметных методик. Отметим, что это была работа на опережение, осуществленная до того, как сформировался соответствующий общероссийский тренд. Целью данного подразделения было приблизить обучение будущих педагогов к реальной школьной жизни, лучшим практикам учителей-наставников; дать студентам возможность проявить себя в выбранной профессии, стать авторами востребованных образовательных решений.

Заведующим новой кафедры стал Павел Горев, талантливый ученый и практикующий педагог. Кандидат педагогических наук, автор десятков учебно-методических пособий, лауреат премии Кировской области за достижения в области образования, неоднократный победитель и призер регионального конкурса «Гуманитарная книга», дипломант международных конкурсов по педагогике, наставник финалистов федерального этапа конкурса «Учитель года» - все эти достижения отражают реальные компетенции Павла Михайловича, позволившие ему организовать работу кафедры максимально эффективно.

Задачей кафедры являются, прежде всего, организация, проведение и руководство распределенной педпрактикой студентов различных профилей направления подготовки «Педагогическое образование». На втором курсе это проектно-технологическая практика, трансформировавшаяся из дисциплины «Проектная деятельность по педагогике»; на третьем – общественно-педагогическая практика, направленная на освоение ключевых компетенций классного руководителя, -

сообщил Павел Горев. Отвечая на вопрос о деталях прохождения практики второкурсниками, он рассказал:

Эту практику мы организуем совместно с Институтом развития образования Кировской области, а ее участниками являются не только студенты, но и педагоги-наставники из образовательных организаций города Кирова. На старте мы проводим для учителей курсы в режиме творческой лаборатории, затем на педагогическом хакатоне знакомим педагогов-наставников со студентами. Так формируются проектные команды, нацеленные на разработку новых образовательных продуктов, востребованных как самими учителями-наставниками, так и их коллегами из других школ. Работа по созданию проектов ведется в течение всего учебного года – ярким финалом совместной деятельности становится фестиваль готовых образовательных решений.

Всеми перечисленными продуктами можно пользоваться уже сейчас; все они актуальны и по-настоящему интересны детям. Интерактивный музей физической лаборантской, цифровой интерактивный ресурс «Домашняя математика», авторская программа «Ими гордится Вятка!», рабочая тетрадь по внеклассному чтению «Читаю, размышляю, фантазирую», электронный курс «Вятка и космонавтика», интерактивный ресурс «Литературная карта Вятского края», рабочая тетрадь по окружающему миру и краеведению «Мир, в котором мы живем»… Даже названия кейсов звучат «вкусно» - при ознакомлении с их содержательной составляющей раскрывается широчайший спектр актуальных и полезных для школьников смыслов!

И это не все, так как подобных кейсов десятки – все они конкретные результаты эффективного взаимодействия в рамках цепочки «преподаватель вуза – учитель – студент – ученик», отражающей взаимосвязанность и практикоориентированность этого большого разнопланового процесса. Разве может быть что-то полезнее для всех его участников? Ответ на этот вопрос очевиден.

Комментируя особенности организации практики по классному руководству, Павел Горев поделился впечатляющими планами.

Эту практику мы решили вывести на новый уровень – в этом году будет запущен проект «Я – классный!», площадками реализации которого станут лицей № 21, гимназия имени Александра Грина и гимназия № 46 города Кирова. Нам также предстоит обучить учителей – с этой целью для них будет организован семинар-практикум. Подобные занятия пройдут и для наших студентов-третьекурсников – далее им и педагогам предстоит работать вместе. 2 дня в неделю в течение 12 недель они не просто будут проводить разрозненные внеклассные мероприятия – это будет деятельность по реализации единой идеи, завершением которой станет подготовка публикаций и создание сборника с индексацией в РИНЦ. Кроме этого, предусмотрены эффектные завершающие мероприятия: выставка коллажей, создание видеороликов. Частично мы это уже реализовывали, но теперь проект станет более масштабным и эффективным, -

отметил Павел Михайлович.

Обсуждать с Павлом Горевым о том, что составляет дело его жизни и в чем он разбирается во всех деталях, можно бесконечно. Так же, как и о планах ученого-педагога – их громадье; все они непременно будут реализованы! А студенты ВятГУ, выбравшие педагогическую стезю, с университетской скамьи будут оснащены весомым багажом новейших профессиональных компетенций на благо решения одной из стратегически важных задач региона и страны.