Как защититься от коллекторов

В минюсте Коми рассказали, как вести себя с «вымогателями» и куда на них жаловаться.

Как вести себя, если вы имеете просроченное денежное обязательство и коллекторы начали осуществлять противоправные действия, направленные на возврат просроченной задолженности? Об установленных законодательно запретах, которые должны соблюдаться при истребовании просроченной задолженности кредитором и коллекторами, мы уже писали здесь.

Минюст республики продолжает разъяснять какие действия необходимо предпринять в случае возникновения ситуации, когда коллекторы превышают свои полномочия и нарушают закон.

  • Если от коллектора гражданину, имеющему просроченное денежное обязательство, поступают угрозы причинения вреда жизни или здоровью его и его близких, оскорбления, или коллекторы применяют физическую силу, пытаются отобрать имущество, совершить иные подобные действия, то следует немедленно обращаться в полицию. Такие действия влекут наступление административной и даже уголовной ответственности.
  • По возможности любое непосредственное взаимодействие (общение) с коллекторами рекомендуем записывать на телефон (вести видео- или аудиозапись), сохранять аудиозаписи телефонных переговоров, сохранять письменную или электронную переписку с коллекторами. Эти материалы могут стать доказательствами допущенных коллекторами нарушений закона.
  • Контроль за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (коллекторскую деятельность), возложен на Федеральную службу судебных приставов, которая ведет государственный реестр таких организаций.

Таким образом с жалобой на неправомерные действия коллекторов гражданин вправе обратиться в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, приобщив подтверждающие нарушения сведения и документы:

1) документы, подтверждающие осуществление звонков или получение голосовых и иных сообщений по поводу задолженности на номер телефона (например, выписки оператора телефонной связи с детализацией вызовов от абонентов, скриншоты смс-сообщений, аудиозаписи телефонных разговоров);

2) подробную информацию о лицах, с которыми осуществлялось непосредственное взаимодействие, сути их требований и сообщений (ФИО звонившего, наименование юридического лица, номер контактного телефона, требуемая сумма долга, номер договора переуступки прав, кем и на каком основании была предоставлена звонящему информация о номерах телефонов, частота звонков и смс - сообщений);

3) копии кредитных договоров на предоставление кредитов, микрозаймов, оформленных в кредитных организациях.

По результатам проверки жалобы к организации–нарушителю могут быть приняты предусмотренные законодательством меры – выдано предписание об устранении выявленных нарушений, исключение из государственного реестра, а также виновные лица могут быть привлечены к установленной законом ответственности.

С жалобой на действия коллекторов можно обратиться в прокуратуру, также приложив подтверждающие нарушения документы.