В России бизнес-омбудсмены предложили закрыть продуктовые магазины для непривитых

По их мнению, создание в регионах «бесковидных» магазинов, аптек, торговых центров и площадок сферы развлечения ускорит вакцинацию населения.

echosar.ru

Создание в регионах России «бесковидных» магазинов, аптек, торговых центров и площадок сферы развлечения ускорит вакцинацию населения. При этом важно обеспечить необходимое количество вакцин и субсидировать затраты бизнеса, считают опрошенные ТАСС региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей.

С 28 июня посещать заведения общепита в Москве могут только привившиеся от коронавируса, переболевшие им в течение шести последних месяцев или имеющие отрицательный тест на коронавирус, действительный в течение трёх дней. Для подтверждения на входе придётся предъявлять специальный QR-код. Как отмечал первый замруководителя аппарата мэра и правительства Москвы Алексей Немерюк, возглавляющий столичный департамент торговли и услуг, систему QR-кодов могут распространить на другие отрасли, среди которых он назвал общественный транспорт и магазины.

Covid-free режим для ускорения вакцинации

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан Флюр Асадуллин среди возможных сфер введения Covid-free режима для ускорения вакцинации назвал продуктовые магазины, торговые центры, места для отдыха – гостиницы, базы отдыха, санатории. Он считает, что при этом власти должны «компенсировать бизнесу затраты на организацию дополнительных мер по проверке у посетителей наличия сертификатов о вакцинации, ПЦР-тестов, медотводов».

Асадуллин также оценил, когда можно будет достичь вакцинации 60% населения региона (именно такая минимальная планка по вакцинации установлена для сотрудников ряда сфер в Москве), если эксперимент по «бесковидным» пространствам в ряде отраслей начнет работать уже завтра.

– Если продуктовые магазины сделать «бесковидной» зоной, учитывая, что за продуктами люди заходят практически каждый день, то темпы вакцинации значительно увеличатся, вероятно, уже через две недели удастся достичь уровня 60%, – убеждён он.

В то же время, по его словам, введение «бесковидных» ресторанов в регионах не будет эффективно – люди просто перестанут ходить в заведения общепита.

– Культура питания вне дома наиболее проявляется именно в мегаполисах. Соответственно и усиленной вакцинации эта мера способствовать будет только в Москве и Петербурге, но не в регионах, – уточнил Асадуллин.

Уполномоченный при губернаторе Камчатского края по защите прав предпринимателей Станислав Борцов считает, что самое массовое пребывание людей наблюдается в продуктовых магазинах и транспорте.

– Введение «бесковидных» зон в этих сферах коснулось бы большинства населения. Сфера развлечений и отдыха также способна массово собирать жителей в одном месте. Но для успешного внедрения эксперимента в первую очередь стоит обеспечить необходимое количество вакцин, а также субсидировать расходы бизнесу на необходимое оборудование, – сказал он.

Бизнес-омбудсмен в Краснодарском крае Игорь Якимчик в ответ на тот же вопрос выделил продуктовые магазины, аптеки, парикмахерские – там люди наиболее часто взаимодействуют с персоналом.

Противники «бесковидных» пространств

Однако не во всех регионах считают организацию Covid-free пространств эффективным решением для стимулирования вакцинации.

Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области Андрей Коваленко отметил, что введение «бесковидных» зон для Сахалинской области «не настолько актуально, поскольку в регионе небольшое количество и невысокая плотность населения». По его словам, население без дополнительных стимулов активно прививается – полный цикл вакцинации прошли около 78 тысяч человек при населении области порядка 490 тысяч.

По схожим причинам против введения «бесковидных» пространств выступила уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) Альбина Кычкина. Она подчеркнула, что «продуктовые магазины ни в коем случае не нужно привлекать в «бесковидные» зоны, как и аптеки».

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий также считает, что «введение «чистых зон» в ресторанах, кинотеатрах и других общественных местах, неконструктивно».

– Более того, бизнес, занятый в сфере услуг, проводит активную вакцинацию своих сотрудников. Насколько мне известно, в Нижегородской области вакцинировано 70% занятых в сфере торговли, к примеру, – сказал он.

В то же время, по его мнению, нести ответственность за вакцинацию посетителей бизнес не должен.

– В случае же с введением «бесковидных» зон получается, что клиентский поток резко падает, а какая-либо компенсация за это со стороны государства не предусмотрена. То есть, выручки у рестораторов нет, а все обязательные платежи – аренда, коммунальные услуги, зарплата работникам, кредиты и тому подобное – с них никто не снимал. Многие в таких условиях вынуждены будут закрыться. Та же история с кинотеатрами, которые несут колоссальные убытки из-за ограничений по вакцинации. Не лучше ситуация в сфере бьюти-индустрии: бывшие сотрудники салонов массово уходят в теневой сектор и оказывают услуги на дому, где в принципе невозможно проверить соблюдение каких-либо норм и ограничений, – сказал Солодкий.

Бизнес-омбудсмен в Калининградской области Светлана Нижегородова уверена, что «введение «бесковидных» зон на полный день работы для ресторанов, по аналогии с Москвой, будет означать глубокий убыток, а для многих ресторанов, например, без летних веранд – фактически локдаун».

– Соответственно, при принятии решений о введении «бесковидного» режима для общепита власти должны чётко и ясно понимать последствия подобных мер. И, по сути, относиться к такому эксперименту не как к точечному ограничению, а как к решению о фактическом закрытии большинства организаций общепита. А это сразу же означает безусловную необходимость введения для такой закрытой отрасли полноценных мер поддержки, – заключила Нижегородова.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен

Подписаться