Выяснилось, как в Коми работает закон о регулировании детского летнего отдыха

«Первоисточник» разобрался, как федеральный закон о регулировании детского отдыха и оздоровления детей работает на практике

Лето 2018 года не за горами, а каникулы для детей и подростков — это время для активного отдыха, походов и других путешествий. В Республике Коми, где лес и природа окружают все населённые пункты, для большинства детей костры, палатки и многодневные походы были, пожалуй, самым распространённым видом отдыха. Однако, в прошлом году в регионе не было ни одного палаточного лагеря. Причиной тому стали требования Федерального закона №465, которые вступили в силу в 2017 году.

Гибель школьников на Сямозере в Карелии летом 2016 года вызвала большой резонанс в обществе — тогда погибло 14 детей. По словам детского омбудсмена Павла Астахова, такой массовой гибели в детских лагерях не было уже много лет. Трагедия в конечном итоге привела к тому, что с 1 января 2017 года в России начал действовать закон, устанавливающий единые требования к организации детского отдыха.

Не ходите, дети, с лошадьми гулять...

Как сообщает «Коммерсант.Ру», после трагедии на карельском Сямозере организаторов детского активного отдыха и туризма регулярно привлекают к ответственности, в том числе уголовной.

Издание рассказало о том, что летом 2016 года конный тренер Наталья Лукьянова и предприниматель Наталья Барановская «вступили в предварительный сговор» и под видом организации конного похода с длительной стоянкой в деревне Старое Торжокского района Тверской области оказали детям туристические услуги, «не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». Обвинение утверждает, что женщины провели стационарный лагерь и, называя мероприятие конным походом, хотели избежать ответственности.

Суд приговорил Лукьянову и Барановскую к штрафу по 200 тысяч рублей каждой, хотя гособвинение требовало условного срока и запрет на предпринимательскую деятельность в течение трёх лет.

В Коми всё под контролем!

«Первоисточник» поинтересовался, как работа закона повлияла на организацию летнего детского отдыха в Республике Коми.

В Министерстве образования РК рассказали, что для обеспечения безопасности детей был сформирован реестр организаций отдыха детей с информацией о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

- Теперь организаторы детского отдыха, турагентства, образовательные организации и родители могут узнать, надёжен ли лагерь с точки зрения обеспечения комплексной безопасности, и нет ли к нему претензий со стороны того же Роспотребнадзора, - сообщил источник в ведомстве.

Также, отметили в Минобразе, для педагогов прошла специальная подготовка для работы с детьми. Мероприятия затронули педагогов и вожатский корпус. Всего к организации отдыха и оздоровления детей в республике были привлечены более 2 тысяч педагогических работников и около 200 представителей студенческих педагогических отрядов.

В реестр оздоровительных организаций, на базе которых проходил отдых детей из Коми, в 2017 году вошли 488 детских лагерей: 8 стационарных, 372 лагеря с дневным пребыванием, 107 лагерей труда и отдыха и 1 палаточный лагерь, который был организован в марте.

- Если сравнивать с 2015 годом, то стационарных лагерей стало больше на 3 единицы, - сообщили в Минобразе РК, - Лагерей с дневным пребыванием стало меньше, но за счёт увеличения смен охват детей увеличился.

В летний период 2017 года в Коми не было ни одного лагеря палаточного типа, так как 18 из 20 муниципалитетов являются эндемичными по туляремии. В 2015 году на территории республики было организовано 34 палаточных лагеря, в 2016 году - 55.

- Случаев, когда педагоги и должностные лица попадали под ответственность, не было, - отметили в Министерстве образования Коми.

«Вместо походов подростки зависают в соцсетях...»

- Ситуация с детским туризмом аховая, - считает педагог турцентра г.Микунь Светлана Бобина. - Я недавно проводила опрос среди учеников начальной школы, и из 13 человек только одна девочка ответила: туризм - это путешествия и походы, свежий воздух и природа, новые места и еда на костре.

По словам Светланы Бобиной, остальные дети не знают об этом, а некоторые и вовсе считают, что туризм — это фантазии, когда человек придумывает свой мир. И с прошлого года в этом направлении проблема усиливается.

- Поддержка активного туризма со стороны государства прекратилась, проведение полевых лагерей запрещено, а требования к организации таких лагерей, по крайней мере, в Усть-Вымском районе, невыполнимы, - прокомментировала эксперт. - Туристам навязывают проведение детских оздоровительных площадок, которые проводятся не на природе, а в городе. Какое же тут оздоровление?

Также педагог считает, что вместо походов многие подростки, находящиеся в городе, зависают в социальных сетях, их личностный рост затормаживается, они не познают ни себя, ни окружающий мир, ни работу в коллективе.

- Трудоустроиться летом могут далеко не все подростки, немногие проведут время в селе, а многие проживают свои самые активные годы за компьютерами. Не понимаю, как нужно уж совсем не любить детей, чтобы обрекать их на такое паразитические существование?

Страшные цифры...

Возвращаясь к статье издания «КоммерсантЪ», мы решили добавить небольшую, но важную, по нашему мнению, деталь. Не для того, чтобы читатель испугался и схватился за голову, а для того, чтобы сделал выводы.

Председатель совета Союза организаторов детского активного туризма (СОДАТ) Сергей Грицун рассказал, что за лето 2017 года в России утонули 215 детей, и 623 ребёнка пострадали на неорганизованном отдыхе.

Подготовил Андрей Фетисов