Роман Качанов: «Быть в кадре – большая ответственность»

Российский кинорежиссёр – об отце, армии и свежей картине.

Режиссера и актёра Романа Качанова многие знают как автора армейского фильма «ДМБ». И правда в далёком 2000 году эта картина получила широкое признание кинокритиков и зрителей, а цитаты эпизодов до сих пор живут среди нас. Сам режиссёр признаётся, что помимо армейской байки место в его фильмографии занимают не менее достойные картины. «Даун Хаус», «Арье», «Неваляшка», «Гена Бетон» и другие любимы многим. «Первоисточник» застал мастера кино, когда тот накладывал буквально последние «штрихи» на своё новое творение, а также охотно рассказал, какое место в его жизни занимает кино.

– Роман Романович, подростком вы работали у известного писателя Кира Булычёва. Какую работу доверял вам фантаст?

– Конечно, за Булычёва я не писал, он с этим и сам прекрасно справлялся. Я перепечатывал и раскладывал его рукописи. У меня была возможность ознакомиться с его произведениями первым. Это был удивительный человек и учёный, знал пятнадцать мёртвых языков и меня сильно не мучил.

– Как вы попали на лекции Высших режиссёрских курсов?

Туда было очень трудно попасть. Мне помог знакомый, а потому меня туда пропускали просто так, посидеть, послушать. Здесь же на курсах я одним из первых, по крайней мере в России, посмотрел фильм ужасов «Чужой» в сопровождении занимательной лекции Александра Митты. И мне очень нравилось, что на курсах обучение построено таким образом. Видеомагнитофоны в то время были редкостью, да и фильмы на кассетах были без перевода. Поэтому на курсы я ходил с большим удовольствием и с профессиональным интересом.

– Ваш отец Роман Абелевич Качанов – режиссёр-мультипликатор. В детстве вам пророчили судьбу отца?

– Папа был в первую очередь художником, причём от Бога. Он был самоучкой. А я рисовать не умею. Можно ведь и медведя научить ездить на велосипеде. Только зачем? Поэтому судьбу отца мне не пророчили. Папа хотел, чтобы я пошёл в МГИМО, на экономический, но и не препятствовал тому, чтобы я стал режиссёром. Надо отдать ему должное в этом.

– Ваш режиссёрский дебют в 1991 году с фильмом «Не спрашивай меня ни о чём» затянулся почти на четыре года – зритель увидел картину лишь в 1995-м. Пожалели ли вы тогда о выбранном поприще? Ведь от старта, как известно, зависит многое...

– В те годы у всей страны было желание всё бросить (смеётся). Нет, я ни о чём не пожалел. На самом деле этот фильм – вторая моя картина. Так вышло, что после съёмок я сразу стал снимать ещё один – фильм «Урод» вышел на экраны первым. Поэтому, как-то несправедливо считать моим дебютом фильм «Не спрашивай меня ни о чём», который был снят совместно с режиссёром Иваном Бирюковым.

– Пожалуй, истинная слава пришла к вам, когда в 2000 году на экраны вышла армейская байка «ДМБ». Как возникла идея фильма?

– Вообще, некоторые считают фильм «Даун Хаус» – современную интерпретацию «Идиота» Достоевского – круче, чем «ДМБ». Порой мне говорят: «Рома, я вырос на ваших фильмах». А я в ответ, что тоже вырос на своих фильмах (смеётся). Я тоже служил в армии, и идея фильма долгое время витала в воздухе, да по сути много чего витает в воздухе, пока не начнёшь это воплощать в жизнь.

– Роман Романович, как думаете, изменился ли зритель этой картины? Ведь сейчас в армии давно другие законы...

– Да, сейчас армия совсем другая. Я был в воинских частях, где все ходят в каких-то бесформенных куртках, руки в карманы... Фотографируют секретные объекты на телефон и ради забавы выкладывают их в интернет. С одной стороны в армии всё меняется, а с другой – нет. Меняются, скажем так, детали. Суть службы остаётся всё той же.

– Над чем работаете сейчас?

– Я решил провести эксперимент. Дело в том, что мне надоело снимать «по заказу». Когда ты получаешь готовый сценарий, переписываешь. В лучшем случае остаётся только название, а потом тебе начинают говорить, что ты там что-то неправильно переписал. Это двойная неблагодарная работа. Я решил не ждать годами грантов, собрал с помощью интернет-площадок деньги и снял живое кино. Это короткометражка. Считаю, будущее как раз за ними и за большими шоу в кино, ведь у людей нет абсолютно никакого интереса смотреть в интернете ролики длиной более 15 минут. Это фильм о превратности любви с хорошим звуком формата «5+1». Буквально пару дней назад мы провели интернет-премьеру, так что во всех городах зрители смогли увидеть моё творение и порадоваться. Ну, или расстроиться (смеётся).

– В фильмах «ДМБ», «Гена Бетон», «Разрушитель волн» вас можно было увидеть в кадре. Почему не позволяете играть себе главные роли?

– Быть в кадре – большая ответственность. К этому нужно подходить основательно: писать роль, создавать образ. Во-вторых, это технически сложно – режиссировать и сниматься. Если ты играешь главную роль, фильм должен снимать кто-то другой. Я не против «поработать» на режиссёра, вот только пока не вижу толпы желающих снять такой фильм (смеётся).

– Что вдохновляет вас на работу?

– Кино. Люблю его смотреть и снимать. В трудные моменты жизни я всегда смотрю мой любимый фильм «Полуночный экспресс» и понимаю, что не всё так плохо, как кажется.

– Роман Романович, как считаете, спецэффекты в кино – шаг вперёд или наоборот?

– Компьютерная графика удешевляет съёмки. Например, вместо того, чтобы ехать в Китай, можно отснять часть стены, а остальное дорисовать. Я всячески приветствую такие приёмы и использовал кое-какие спецэффекты в своём «Даун хаусе». В моих кинолентах не курят. Мне не нравится курение в кадре.

– Ваша жена Ангелина Чернова – актриса. Легко ли быть вместе двоим творческим людям? Чем увлекаются дочери?

– Нам хорошо вдвоём. Моя бывшая жена тоже актриса, так что жизненный опыт в творческом союзе у меня имеется (смеётся). Старшую дочь – Гару – назвал в честь своей мамы. Ей недавно исполнилось 13 лет, она очень хочет быть режиссёром, на чём я не настаиваю, но и не отговариваю её. Младшая – Дина – любит физкультуру, она очень подвижная девчонка. От прошлого брака у меня есть ещё две дочери Александра и Полина. Они уже взрослые. Отличницы, красавицы, комсомолки!

– Как насчёт свободного времени?

– Смотрю кино. Показываю домашним хорошие фильмы – те, которые они никогда бы не посмотрели в одиночку.

– Что для вас значит кино?

– Это моя жизнь, выбор, моя профессия и любимое занятие.

Беседовала Светлана Попова

ДОСЬЕ

Качанов Роман Романович

Дата и место рождения: 17 января 1967 года, Москва.

Образование: ВГИК.

Любимый фильм: «Полуночный экспресс» (1978).

Любимая книга: «Похождения бравого солдата Швейка».

Любимое блюдо: То, которое под рукой, когда хочется есть.

Жизненный девиз: «Прожить как можно больше».