Ксения Трифонова

Вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью

О новый прозрачный мир

Жительница Санкт-Петербурга подала иск к социальной сети «ВКонтакте» за передачу ее персональных данных МВД. Это первый случай в российской практике, но, наверняка, не последний.

Силовые структуры работают, отвечая на вызовы и угрозы новой цифровой реальности. Притом что, с другой стороны, есть законодательные меры по защите персональных данных граждан. С третьей — интересы самих людей, которые хотят и быть подключенными ко всему миру, и оставаться при этом в безопасности. Где-то между этими тремя огнями мечутся корпорации, чей бизнес или его часть (например, маркетинг) построены на данных.

В выборе между несоблюдением требований силовых структур и гневом клиентов бизнес, скорее всего, выступит за сотрудничество с правоохранителями. Просто потому, что более 300 млн пользователей «ВКонтакте» вряд ли покинут эту соцсеть в связи с тем, что персональные данные одного активиста переданы МВД, а вот ссориться с властями им уж точно не хочется. Как Facebook сотрудничал с властями США в рамках расследования влияния «русского следа» на выборы, так и «ВКонтакте» выполняет требования органов. К сожалению, пока положения российских законов вступают в некоторое противоречие. Поэтому в определенном смысле это первое судебное разбирательство — отличный шанс сверить часы и согласовать позиции разных ведомств.

Мы еще не в полной мере осознали как возможности, так и риски, которые несет нам новый цифровой мир. Поэтому зачастую относимся к информации о себе, размещенной в Сети, довольно беспечно. Обманутые искатели личного счастья с сайтов знакомств, расслабленные путешественники, публикующие статусы с посадочными талонами, покупатели интернет-магазинов, коллеги, плетущие интриги в мессенджерах — все оставляют цифровой след, который может быть использован как злоумышленниками, так и правоохранительными органами. При этом возможность быть подключенным в любую минуту ко всему миру подкупает, и от этого наркотика очень трудно отказаться.

Персональные данные уже стали хорошим инструментом в маркетинге. Мы очень часто в магазинах заполняем анкеты, где указываем свое имя, пол, дату рождения, адрес электронной почты или номер телефона для того, чтобы оформить дисконтную карту, то есть получить выгоду. В перспективе открытость личных данных или готовность человека предоставить их может быть использована масштабно. Например, чем больше рассказал о себе любимому бренду, тем больше твоя скидка. Чем больше информации загрузил в систему «персонального рейтинга», тем выше твой общественный статус и больше возможности. Напомню, что такая система уже действует, например, в Китае. Там же есть мобильные сервисы (их реклама, кстати, размещена даже в шанхайской подземке), с помощью которых вы оперативно можете проверить любого контрагента или потенциального партнера по многим параметрам. Также в стране обсуждается налоговая реформа, когда сборами облагаются не доходы, а расходы, проверить которые и соотнести с доходами очень легко благодаря электронным платежам. Всё это завязано на персональных данных, так что обмен ими неизбежен.

Да, сейчас бизнес могут волновать репутационные риски в связи с запросами правоохранителей и судебными тяжбами с пользователями, но мы движемся именно к той реальности, когда весь мир и жизнь человека в нем становятся абсолютно прозрачными. И тут уже ничего не поделаешь: мы попались на удочку удобства, выгод и возможностей тешить собственное самолюбие в цифровом мире, и обратного пути у нас уже нет. Остается только перестроить всю систему общественных связей и законодательного регулирования, и тогда заживем.

Оригинал

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ