Ни Турции, ни денег

Суды в Коми рассматривают дела о сорванных путешествиях жителей из-за пандемии: кому-то удаётся вернуть затраченные средства, а кому-то - нет.

Сыктывкарка Жанна Ишенина обратилась в городской суд с иском к ООО «Оператор выгодных туров Санмар» и турагентству «Робинзон». Дело в том, что ещё в феврале текущего года женщина заключила договор об отдыхе в Турции: семья жительницы Коми из трёх человек должна была полететь туда в мае в 10-дневный тур, заплатив за предполагаемую поездку почти 150 тысяч рублей.

Но затем из-за событий с коронавирусом Жанна и её муж приняли решение, что отпуск за границей опасен, и с поездкой стоит повременить. 19 марта жительница столицы написала заявление об аннулировании тура, а 27 марта был введён запрет на въезд в Турцию до особого распоряжения. Но никакого ответа сыктывкарцы от турфирмы и туроператора не получили даже после повторного заявления о расторжении договора, которое было направлено ещё и 28 апреля.

Поняв, что деньги за несостоявшееся путешествие им так просто не вернут, клиенты обратились в суд: они потребовали расторгнуть договор о туре в Турцию и взыскать оплаченные за поездку деньги, а также неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Однако суд оставил иск без рассмотрения. Сыктывкарцы возмущены этим.

- Суд сослался на последнее постановление правительства РФ, которое 20 июля было принято (об особенностях исполнения и расторжения туристических договоров в период 2020-2021 годов). А ведь мы хотели свои деньги просто вернуть. Конечно, воспользовались и законом «О защите прав потребителей», который предусматривает то, что в случае, если добровольно требования не исполняются, то подразумевается выплата штрафа и неустойки. Нас удивляет позиция судов: за 42 дня до планируемой поездки мы написали заявку об аннулировании тура, это была наша инициатива и это закон позволял. А наше правительство такие документы издаёт, которые ухудшают положение туристов! И если мы не согласимся на какой-то другой срок перенести тур, то ждать нам денег ещё 1,5 года. А где гарантия, что туроператор будет вести себя добросовестно, и деньги нам до 31 декабря 2021 года точно выплатят?! Сомневаюсь, что так будет... Думаю, большинство судов продолжатся ещё и после этой обозначенной даты, - рассказал «Первоисточнику» супруг истицы Евгений Колегов. - Самое интересное, что наш договор в принципе закончил своё действие после окончания планируемой поездки - то есть 12 мая договора уже нет, так же, как и денег. При этом нас вынуждают сейчас подписать с туроператором какое-то соглашение о переносе сроков, навязывая нам, по большому счёту, новый договор. Нам зачем он сейчас? Мы уже планы свои все пересмотрели.

Мужчина также добавил, что возврата своих денег они намерены добиваться и дальше: уже подана частная на определение суда.

* * *

Кстати, недавно Эжвинский районный суд помог местной жительнице вернуть деньги (98 тысяч рублей) за сорванный из-за коронавируса отпуск. Правда в том случае расторжение договора было инициировано турфирмой, а не самой клиенткой.