Как живут театры Коми в условиях коронавируса

«Первоисточник» пообщался с актёрами.

Актёры многих российских театров бьют тревогу – из-за коронавируса и введённого режима самоизоляции культурные учреждения понесли огромные убытки, а часть из них оказалась под угрозой закрытия. Нет спектаклей – нет зарплаты. Многие буквально выживают на «голых окладах» и уже ищут любую подработку. А когда откроются учреждения, пока никому неизвестно. «Первоисточник» решил узнать, как обстоят дела в театрах Сыктывкара. Выяснилось, что местные «служители Мельпомены» не унывают.

Алёна Сметанина, артистка Национального музыкально-драматического театра Республики Коми:

– О самом коронавирусе я узнала случайно во время постановки миниатюры, где мне нужна была музыкальная вырезка из новостей (я не смотрю телевизор и стараюсь не читать в Интернете ненужную мне информацию). В этой вырезке я и узнала, что есть некий вирус. Мы, конечно же, обыграли эту ситуацию в миниатюре. Потом были гастроли на Удору, после приезда началась подготовка к постановке сказки Нины Обрезковой, которую я должна была поставить в качестве режиссёра. Сдача и премьера планировались на май, далее – показы для детей. Но увы и ах, была проведена одна репетиция.

А 27 марта, в Международный день театра, вместо поздравлений нам объявили, что уходим на самоизоляцию. На собрании все уже сидели в масках. Эмоциональная обстановка была мрачной, обычно этот день проходит очень оживлённо, поздравления и обнимашки, а тут…

Потом изоляцию продлили, две недели я была в деревне у родственников, которых давно не было. Не ощутила там никакой пандемии. Когда же вернулась в город, поняла, что что-то происходит. Улицы пустые, люди в масках.

Но долго не заморачивалась по этому поводу: надо было чем-то заниматься, точнее, перестраиваться на другой формат работы. Единственный вариант – это видеоролики. Вспомнила, что дома есть сборник Щукина для детей. Подготовила загадки и записала 4 ролика. Потом были съёмки, посвящённые Дню Победы: стихи, воспоминания о дедушке и т.д. Ещё артисты нашего театра принимали участие в российских челенджах, записали селфи-спектакль. Также в дни самоизоляции ГИТИС проводил онлайн-обучение (курсы повышения квалификации): я с удовольствием посещала лекции по сценической речи. С хореографом занималась онлайн-тренировками, давно хотела заняться йогой, и начала в этот же изоляционный период. Скучать было некогда!

Но для нас, артистов, не хватает зрителя. Прямого контакта, обмена энергией... Так же сорвалось проведение театральных каникул, которые с успехом прошли прошлым летом на базе нашего театра. Но ничего, наверстаем!

Роман Миронов, ведущий солист балетной труппы Театра оперы и балета Республики Коми:

– Не знаю, чего это стоило, но руководство театра сохранило работникам их зарплату, что, конечно, очень помогло выжить в это нелёгкое для всего мира время. Хочу выразить благодарность за это. Как ни странно, но денег хватало на жизнь. Самоизоляция застала театр в самый разгар «Сыктывкарса тулыс»! Хорошо ещё, что спектакли, которые не успели пройти, не отменились, а перенеслись на сентябрь, спустя 6 месяцев. Конечно, первое время было дико сидеть дома и никуда не выходить. Тут нашёл спасение в своих близких – отдался целиком и полностью семье. Ещё одно очень важное и невероятно радостное событие произошло накануне пандемии – у меня родился сын, и это, конечно, спасло положение – было, чем заняться. Время провожу с семьёй – отдаю все силы воспитанию малыша и дочки. В планах на будущее – входить в форму и готовиться к предстоящим спектаклям.

Полина Лудыкова, артистка Академического театра драмы им. В. Савина:

– У нас полным ходом шли репетиции спектакля «СКТВКР», оставалось буквально 2 недели до запланированной премьеры, когда всё встало на паузу. Поначалу было непривычно выходить из дома раз в 4–5 дней, и то только до магазина, но потом я стала получать огромное удовольствие, посвящая время интересным занятиям, на которые обычно не хватало времени. Изменений в зарплате я особо не заметила, однако была себе благодарна за умение копить и разумно тратить деньги.

Не секрет, что большинство актёров подрабатывают в свободное время. В прошлом году мне посчастливилось стать организатором квиза «Полная Ребусня», квиз – это командная интеллектуально-развлекательная тусовка. До пандемии мы проводили игры в пабе, ну а во время самоизоляции успешно освоили онлайн-формат и «ребусили» в прямом эфире. Ещё наконец-то обзавелась хобби – это танцевальное направление twerk. Стала немного активнее вести блог, изучать искусство продаж и сварила свой первый борщ.

С актёрами беседовала Юлия Замараева