Образование в условиях коронавируса: большие данные как инструмент измерения реакции общества

Ученые ВятГУ принимают участие в проекте по определению уровня влияния COVID-19 на российское образование в рамках проекта, инициатором которого выступил Университетский консорциум исследователей больших данных, организованный Томским государственным университетом (ТГУ)

Ключевыми участниками проекта помимо ТГУ и ВятГУ являются еще семь вузов: МГУ, ВШЭ, Северный Арктический и Северо-Восточный федеральные университеты, Тольяттинский, Севастопольский и Чеченский государственные университеты. Наш университет представлен двумя институтами – Институтом гуманитарных и социальных наук и Институтом математики и информационных систем.

Исследователям предстоит изучить высказывания родителей, педагогов, школьников и студентов в социальных сетях, блогах, форумах и на других онлайн-площадках. На основе анализа данных необходимо оценить успешность перехода общего, среднего-специального и высшего образования на дистанционный формат. Итогом проекта станет формирование рекомендаций по корректировке образовательной политики Министерства науки и высшего образования РФ.

Исследование будет проходить в четыре этапа. Проект осуществляется совместно усилиями участников консорциума. Тот факт, что многие вузы консорциума – от Севастополя и Архангельска до Якутска – вовлечены в работу, позволит лучше понять региональную специфику проблем перехода и реагировать более адаптивно на проблемы студентов, старшеклассников, их родителей, – рассказал научный руководитель лаборатории наук о больших данных и проблемах общества ТГУ, председатель совета консорциума Михаил Мягков.

На первом этапе учёные уже собрали базу высказываний из неформальных онлайн-сообществ университетов в социальных сетях, а также аккаунтов старшеклассников, студентов, педагогических и родительских онлайн-групп. Посты и комментарии выгружались только из открытых источников с сохранением анонимности и конфиденциальности пользователей. Сейчас в базе данные с 1 февраля 2020 года по настоящее время, что позволяет сравнить высказывания в период относительной стабильности в образовании и применения классических подходов с комментариями в условиях перехода на дистант.

Следующими этапами станет определение основных тематик высказываний и разметка текстовых сообщений по категориям, изучение тональности мнений и позиций, а также мониторинг информационного освещения темы дистанционного образования и интерпретация полученных результатов. Мониторинг позволит определить, какие темы онлайн-обучения слабо освещены в социальных медиа.

У ВятГУ также имеется отличная от других университетов задача – разработка классификации найденных по лингвистическим маркерам сообществ. Интересным является следующий аспект – преподаватели вузов гораздо реже, чем учителя, создают отдельные открытые группы в социальных сетях и обсуждают в них профессиональные темы, чего нельзя сказать о студентах.

Наиболее интересной задачей для участников Консорциума станет построение модели машинного обучения для автоматизации анализа текстовой информации, так как тематика высказываний и позиции учителей и преподавателей, студентов и школьников имеют свою специфику и сильно различаются, – пояснила проректор по развитию на основе анализа данных ВятГУ Екатерина Митягина.

Консорциуму предстоит непростая работа, необходимо провести мониторинг высказываний в онлайн-сообществах 327 университетов, 1,12 млн. аккаунтов студентов, 1,78 млн. аккаунтов старшеклассников, более 200 крупных педагогических сообществ, 72 тысячи аккаунтов школьных учителей и преподавателей вузов, более 150 крупных родительских сообществ и 125 тысяч аккаунтов родителей школьников.

Это поможет повысить качество образования, выявить проблемные места в организационных, методических и технологических решениях и снизить психологическую нагрузку для всех участников дистанционного образования