Бергамо по-коми, или Беда пришла, откуда не ждали

Почему коронавирус так быстро распространяется по Коми?

Не прошло и месяца, как в Коми был выявлен первый заразившийся коронавирусом. И ещё в начале марта экс-глава региона заявлял о том, что ситуация в Коми по коронавирусу стабильная, заболевших нет. Однако затем события стали развиваться с пугающей скоростью.

Сравнительно недавно многим жителям Коми казалось, что всё происходящее в Европе их не коснётся. Люди видели по телевизору ситуацию в Италии (ломбардийский городок Бергамо стал символом вызванного коронавирусом опустошения), но думали тогда, что COVID-19 где-то далеко и нам он не страшен. Некоторые и вовсе долго отрицали масштабную опасность вируса: казалось, что это связано с политикой, раздуванием ненужной паники при том, что уровень смертности по другим причинам тоже высок.

О первом случае коронавируса в Сыктывкаре местные власти сообщили 16 марта: это был молодой человек, вернувшийся из Ирана, и он был изолирован. По всей видимости, болезнь у него протекала легко – вскоре он выздоровел.

Вопиющий случай в больнице

Но затем ситуация с новой инфекцией пошла по такому сценарию, который никто не ожидал. 24 марта эжвинцы стали обсуждать в соцсети шокирующую новость: в больнице на улице Мира заведующий отделением хирургии и его жена больны коронавирусом, а всё учреждение закрыто на карантин – сколько там контактных человек, оставалось только догадываться. Информацию о заболевших в больнице Эжвы местные власти подтвердили на следующий день.

По мнению жителей, врач заболел COVID-19, так как его дочь вернулась из европейских стран, а некоторые и вовсе говорят о том, что сам медик недавно ездил за границу и после отпуска не изолировал себя, а продолжал работать. Всего в эжвинской больнице было выявлено более 50 заражённых.

Как бы то ни было, причастен медик к массовому распространению вируса или нет, будут выяснять следственные органы.

«Лучшие друзья коронавируса»?

Эпидемия в Коми продолжает стремительно развиваться. При этом местные власти за всё это время неоднократно заверяли, что очаг в Эжве купирован, а ситуация на контроле. Но уже в середине прошлой недели наша республика оказалась в числе лидеров по коронавирусу среди регионов страны, и печальная статистика продолжается. Впереди Коми по числу заражённых только города-миллионники.

Поначалу сообщалась подробная информация о том, где выявлены новые заражённые – сначала это была только Эжва, и затем – Сыктывкар. С недавнего времени обобщённые данные о заболевших сообщать перестали.

Как отмечают руководители и медики разных муниципалитетов, носители вируса есть в Ухте, Усинске, Корткеросском, Усть-Вымском, Княжпогостском, Усть-Куломском, Сыктывдинском районах. Ещё в нескольких районах первичная тест-система показала у больных наличие COVID-19, но окончательно диагноз ещё не подтверждён.

Причём большая часть новых случаев так или иначе связана с больницами: это либо пациенты, которые были выписаны из Сыктывкара и Эжвы, либо под подозрением в районах сами врачи. Можно предположить, что проблема не в самих больницах и в обычных медиках (которые сейчас работают, как на передовой), а в целом в системе здравоохранения республики: её руководство принимает странные решения и допускает дальнейшее распространение инфекции. Так, известный юрист Эрнест Мезак и вовсе считает чиновников министерства здравоохранения «лучшими друзьями нового коронавируса в нашей республике» (об этом правозащитник пишет на своей странице в соцсети «ВКонтакте»).

На фоне массового развития вируса министр здравоохранения региона Дмитрий Березин подал в отставку. На прошлой неделе руководящий пост покинул и Сергей Гапликов. При этом даже министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко признал, что власти в Коми на ситуацию с коронавирусом отреагировали с опозданием: меры нужно было принимать раньше.

Люди не знают, как защититься

По состоянию на 11 апреля в республике официально подтверждено 208 заражённых COVID-19. Из них выздоровел только 1 человек, а трое - скончались. Учитывая данные Росстата на 2020 год, в республике проживает немного больше 820 тысяч человек - инфекция развивается очень стремительно.

Одна за другой закрываются на карантин больницы. В населённых пунктах, где ещё недавно не было заразившихся, люди с ужасом узнают о подтверждённых случаях коронавируса. Помимо пациентов, которые были контактны с носителями инфекции (и которые разъехались в районы), заражаются и сами медики: одна из причин этого в том, что врачи элементарно не обеспечены в полной мере средствами индивидуальной защиты.

Вызывает сомнение и проводимое тестирование контактных лиц: а всех ли людей проверяют?

- Не понимаю всю тактику ведения контактных по коронавирусу. Мы были в эжвинской больнице 23 марта. После мы (супруг и я) работали и контировали с кучей людей. 25 марта эту больницу закрыли на карантин, и?! Если бы я сама не подняла этот вопрос к начальству, то так и дальше шло бы по накатанной. Меня отстранили от работы, тесты взяли 31 марта и они ещё не готовы. А как же остальные, контактировавшие с нами? - возмущена женщина, которая пожелала не называть свои данные.