Должно быть не сладко

Министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что россияне всё еще не научились правильно и рационально питаться. Как следствие, количество страдающих ожирением растет с каждым годом. Безусловно, это очень серьезная проблема. Радует, что ее выделяют на высшем уровне. Но пока неясно, какие конкретные действия предлагают в том же Минздраве, чтобы ее решить.

На мой взгляд, существует как минимум три способа помочь россиянам приспособиться к регулярному правильному питанию и решить проблемы со здоровьем, которые неизбежно возникают без такового.

Во-первых, вопрос о возможном введении акциза на сахар, который затронула и министр Скворцова, действительно нужно ставить ребром. Только вдумайтесь: среднестатистический житель нашей страны потребляет от 600 г до 1,5 кг продуктов с высоким содержанием быстрых углеводов (по сути, сахара) в сутки, притом что Всемирная организация здравоохранения рекомендует не более 60–80 г. На одного жителя Москвы ежегодно приходится около 70 кг сахара — это многократное превышение нормы. Такое колоссальное количество сладкого без преувеличения убивает людей: приводит к развитию сахарного диабета, атеросклероза, заболеваний сердца и сосудов. И это далеко не полный список всех печальных последствий для здоровья.

При введении акциза люди будут гораздо реже покупать продукты, которые содержат сахар, потому что они станут дороже. Меньше сахара будут добавлять в продукты и производители — по той же причине. Радикально, но, по моему мнению, эффективно.

На деньги, полученные от акциза на сахар, вполне реально построить несколько центров для лечения углеводной зависимости. Раз уж мы довели людей до того, что они не могут прожить без сладкого, фастфуда и другой подобной пищи, надо их лечить. И эти центры должны быть бесплатными и доступными. Сейчас подобных организаций не существует, более того, ни в одной бесплатной поликлинике вы не найдете диетолога. То есть проблема есть, Минздрав об этом знает, но людям пока попросту некуда обратиться за помощью. При этом напомню, что ожирение — это официально признанное заболевание, которое входит в международную классификацию.

Если у пациента есть проблемы с лишним весом, по ОМС он сможет проконсультироваться только с эндокринологом, который выделит на консультацию 15 минут, скажет, что нужно меньше есть и больше двигаться. Никакой полноценной консультации, подробных анализов, скорее всего, не последует. Поэтому второй способ справиться с проблемой неправильного питания и лишнего веса среди россиян — посадить в поликлиники диетологов.

И, наконец, третье и, пожалуй, основное — людям нужно грамотно и подробно объяснять, что значит правильное питание и почему этого принципа стоит придерживаться. Человек — существо разумное. Он не собака, ему недостаточно сказать «фу». Ему нужно объяснить, почему «фу» и что будет, если он эту установку нарушит.

Нужно проводить культурные просветительские программы, в которых специалисты будут учить людей правильно питаться. Объяснять, к примеру, почему много сахара — это плохо, чем это грозит для организма. С конкретными примерами. У нас же большинство программ о еде сейчас сосредоточены на готовке, кулинарии. Это совершенно не то.

Без преувеличения, правильное питание — это вопрос национальной безопасности. Если конкретные шаги не будут предприняты в ближайшее время, через несколько лет мы получим море больных сахарным диабетом, ожирением и другими сложнейшими заболеваниями.

Оригинал