Гонки по вертикали

Акциз на бензин и дизельное топливо был снижен в июне этого года, но уже в начале 2019 года он увеличится примерно в полтора раза. Это неминуемо приведет к росту цен на АЗС. К ряду предупреждающих об этом экспертов присоединилась и Счетная палата.

Акцизы на моторное топливо в нашей стране начали активно расти с 2016 года. Если в 2015-м акциз на тонну бензина составлял 5,53 тыс. рублей, то в 2016-м этот показатель вырос до 9,5 тыс. рублей. В 2017-м он достиг 10,13 тыс. рублей. Если пересчитать эти суммы в более привычные простому потребителю литры топлива, то в период 2016–2017 годов акциз на бензин увеличился на 3,5 рубля за литр. А в начале 2018 года акциз поднялся еще на 50 копеек. Эта величина не могла не отразиться вцене топлива «на стеле».

Тем не менее до мая текущего года ситуация была достаточно стабильной. Но на фоне резкого подорожания нефти и ослабления рубля на российском топливном рынке начался ценовой кризис. Справиться с ним не помогли ни запретительные меры, ни предупреждения, которые были вынесены некоторым компаниям. Зато стабилизировать ситуацию удалось за счет снижения акцизов. С 1 июня они снизились примерно на 2,25 рубля за литр.

Стоит заметить, что в 2015 году спрос на бензин впервые за 15 лет упал — на 1,3%. Некоторые профильные организации прогнозировали дельнейшее снижение. Например, в 2017 году внутренний рынок должен был сократиться до 33 млн т. Но в реальности спрос вырос — до 35,1 млн т.

Продолжал увеличиваться и российский авторынок, пусть и не теми темпами, что в докризисный период. По данным «Автостата», количество легковых автомобилей в России за 2010–2017 годы выросло на 28% (на 9,3 млн единиц). И крайне показательным является тот факт, что спрос на бензин за тот же период, по данным Минэнерго, увеличился лишь с 33,6 млн т до 35,1 млн т. А на дизельное топливо он и вовсе упал – с 38,9 млн т до 33,1 млн т. У этого факта есть несколько причин. И главная, пожалуй, это снижение среднего чека. Люди начали меньше ездить и меньше заправляться.

В этом году спрос на новые автомобили продолжает расти. А с ним — пусть и не пропорционально — увеличивается спрос на моторное топливо. За девять месяцев производство бензина, по данным Федеральной службы государственной статистики, также увеличилось — на 2,1%.

Сегодня спрос на бензин выглядит достаточно устойчивым. Судя по косвенным признакам, владельцам АЗС стоит опасаться исключительно за объемы продаж брендированного топлива, которые в силу ряда причин дороже своих ординарных аналогов. Пока потребитель может снизить свои расходы за счет отказа от более дорогих видов того же АИ-95 в пользу обычного АИ-95.

Но постепенно рынок приходит к тому, что рублевые цены на нефть примерно в два раза превышают заложенные в бюджете показатели, а себестоимость производства моторного топлива, привлекательность внешних рынков и количество потребителей растут. При этом в начале 2019 года акциз на бензин класса Евро-5 увеличится до 12,3 тыс. рублей за тонну, а на дизель — до 8,5 тыс. рублей. А вместе с ним вырастут два налога, которые также находят отражение в конечной цене топлива — НДС и налог на добычу полезных ископаемых. Зато снизятся экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Может ли это привести к повышению цен на заправках? Безусловно.

Сам по себе рост налогового бремени мог бы привести к достаточно щадящему повышению цен. Но ситуация усугубляется тем, что рубль остается излишне слабым по отношению к доллару, а также тем, что планируется снизить экспортные пошлины. То есть мы увидим рост себестоимости, которая приведет к увеличению оптовых цен, а на внутренний рынок всё большее влияние будут оказывать зарубежные площадки. Все участники рынка в условиях роста оптовых цен будут стремиться к сохранению маржинальности на уровне не менее 10–15%.

В первую очередь цены начнут поднимать независимые игроки, считающиеся наименее защищенными участниками рынка. А на их долю приходится около 70% всех российских АЗС. Среди них наибольшее количество игроков, которые не успели адаптировать бизнес к новым реалиям — увеличить роль сопутствующих товаров и услуг.

Такие компании как «Газпром нефть» и «Роснефть» значительную долю выручки на заправках получают за счет кофе, воды, энергетиков и тому подобных товаров. Тем же могут похвастаться и некоторые крупные независимые игроки. Им легче смириться с потерей части выручки на литре топлива, так как дополнительный трафик позволит увеличить продажу сопутствующих товаров и тем самым компенсировать часть потерь на бензине и дизеле. Иными словами, такие игроки дольше прочих могут держать низкие цены на заправках и при этом получать прибыль.

Прочие игроки будут вынуждены увеличить цены или уйти с рынка. Рост цен первоначально может составить не менее 1–2 рублей на литр.

Запланированный на начало 2019 года рост акциза составляет около 2,5–3 рубля за литр. И здесь нельзя не согласиться со Счетной палатой — без этого шага можно обойтись. Предпосылки, из-за которых акцизы наращивали во время кризиса на рынке углеводородов, уже отсутствуют. Напротив, сегодня для нашей экономики сложилась такая ситуация, при которой выгоднее было бы снизить акцизы. А точнее — вернуть их к докризисным показателям.

Оригинал