Алексей Туров: «Не нарушаешь – нечего бояться»

Начальник отдела ГИБДД Сыктывкара – о «кровавой» погоне, опасных дорогах и женщинах за рулём.

Начальник отдела ГИБДД УМВД России по Сыктывкару Алексей Туров когда-то начинал служебную карьеру с самых «низов». Форма, фуражка, жезл, нагрудный знак... Будучи простым рядовым инспектором дорожно-патрульной службы, он сразу понял, что работа здесь хоть и интересная, но реально тяжёлая. Спустя годы подполковник полиции вспомнил дорожные будни и поведал «Первоисточнику» о тонкостях своей работы.

– Алексей Анатольевич, с чего началось ваше стремление носить погоны?

– Никогда не задумывался о форме в детстве. Как и большинство мальчишек, хотел стать водителем – пойти по стопам отца. Интересовался строительством, потому и отучился на техника-строителя в Сыктывкарском целлюлозно-бумажном техникуме. Затем армия, а после неё ещё полтора года служил в Сыктывкаре по контракту, был начальником караула в воинской части. Мне нравилось в армии. После окончания контракта предлагали поступать в воинское училище. Но к тому времени у меня уже появилась машина, да и знакомые ребята работали в ГАИ, и я стал всё чаще сталкиваться с этой службой. Тогда то мне и захотелось надеть форму и пополнить ряды инспекторов.

– Много ли криминала было на дорогах?

– Тогда в середине 90-х много чего происходило. Помню, как сообщили, что из квартиры одного из домов в районе драмтеатра выносят вещи. Воров было четверо. Мы их взяли уже в машине у подъезда, когда те намеревались скрыться. Очень много было погонь. Сотрудники ДПС Корткеросского района гнали в сторону города машину, водитель которой был пьян. Остановить автомобиль удалось уже на улице Савина в Лесозаводе. Когда я открыл багажник, по спине пробежал холодок – абсолютно всё было в крови. Вызвали опергруппу. Потом выяснилось, что мужчина перевозил в багажнике обычное мясо.

– Как рано вы приезжаете на работу сейчас?

– В отделе я уже с 7.00-7.30 утра. Звонить мне могут и ночью, если вдруг случилось серьёзное ДТП. Для начала знакомлюсь с криминальной обстановкой по Сыктывкару и республике в целом. Потом планёрки, да и без бумажной работы никак не обойтись.

– Вы стали начальником городского отдела ГИБДД в июне этого года. Каким до этого был ваш трудовой путь?

– Службу в органах я начал в 1996 году в должности помощника дежурного дежурной части роты ДПС ГАИ УВД Сыктывкара. Потом стал дежурным, а после – старшим инспектором штаба. Затем я работал в отделении регистрации. После полугодовой командировки в Чечне перешёл в технический надзор и через три года стал там начальником. После чего перешел на службу начальником отделения регистарации ТС и спустя два года меня назначили на должность начальника регистрационно-экзаменационного отдела. В мае этого года сначала стал исполнять обязанности начальника городского отдела ГИБДД, а с начала июня возглавил его.

– Сколько человек личного состава у вас в отделе и достаточно ли их для защиты безопасности дорожного движения?

– В отделе у нас 221 сотрудник. Отдел укомплектован на сто процентов. Среди инспекторов ДПС у нас на линии много молодых ребят. Начиная со стажёров, после профподготовки и работы на дорогах, они набираются опыта и становятся аттестованными сотрудниками отдела.

– На что чаще всего жалуются сыктывкарцы?

– На плохое состояние дорог. Надо отметить, что нами ведется совместная планомерная работа с Администрацией города по улучшению содержания улично-дорожной сети. Можно заметить, что город преображается, появляются оборудованные пешеходные переходы, в соответствии с требованиями ГОСТ, новые светофорные объекты, искусственные неровности, обновляются дорожные знаки, и многое другое. Что касается правонарушителей, так, пожалуй, всегда будут недовольны те, кого мы наказали (улыбается). Однако, сейчас водители очень активно обращаются к нам в интернете, присылают фото и видео правонарушений, когда кто-то кого-то не пропустил на перекрёстке, проехал на «красный», пересёк двойную сплошную и т.д. Спасибо неравнодушным людям. С их помощью мы можем привлечь нерадивых водителей к ответственности. В поиске очевидцев ДТП стараемся привлекать СМИ, в чём и вы нам неплохо помогаете.

– Алексей Анатольевич, какие места на дорогах города по вашему мнению наиболее опасны?

– Например, Октябрьский проспект. Его ширина и хорошее состояние позволяет водителям разогнаться. Не менее опасны улица Коммунистическая и эжвинская трасса. Прошлогодний ремонт улицы Морозова позволяет водителям разогнаться, провоцируя аварийные ситуации, такая же история на Сысольсокм шоссе. Порой пешеходы переходят дорогу в неположенном месте, а водители, опять же, превышают допустимую скорость. А вот к «кольцу» горожане более-менее уже привыкли.

– Читатели жалуются, что на дорогах столицы возросло хамство: порой водители игнорируют пешеходов, выкрикивая вслед бранные слова. Возможно ли с этим бороться?

– Вообще, в целях безопасности пешеходам следовало бы группироваться перед переходом дороги. Ведь водителю порой и правда очень сложно дождаться, особенно в утренние часы, пока вереница сонных пешеходов пройдёт по дороге. Водитель должен ставить себя на место пешехода и наоборот. Хотя я бы не сказал, что культура водителей заметно упала. Ведь выезжая с дворовой территории на оживлённую дорогу, не приходится долго ждать – пропускают.

– Часто мы слышим о том, что наказания за нарушения ПДД ужесточаются. Способствует ли это снижению ДТП?

– На данный момент в Сыктывкаре произошло 217 ДТП, в которых девять человек погибли и 248 – получили ранения. В прошлом году за аналогичный период произошло 227 ДТП, погибли девять человек и 297 были ранены. Как видите, снижение и правда есть. И причина тому не только штрафы. При виде фото и видеофиксации на дорогах большинство водителей тут же едет по правилам – штрафа не желает никто.

– Алексей Анатольевич, приходилось ли вам сталкиваться с сотрудниками ГИБДД в качестве простого водителя?

– Несколько раз я ездил в Крым, Краснодарский край, но, признаюсь, корочку ни разу не доставал. Посты ДПС уже давно убраны, и если ты едешь, ничего не нарушая, то и бояться нечего. Я никогда не достаю удостоверение и не афиширую, где работаю и кем являюсь.

– А как вы относитесь к высказыванию «Женщина за рулём словно звезда в небе – ты её видишь, а она тебя нет»? Как думаете, женщины плохие водители?

– Помню, лет десять назад на Октябрьском проспекте остановил «Москвич». За рулём сидела пожилая дама, ей тогда было уже под семьдесят... Машина неслась быстро, и я не мог не обратить на неё внимание. «Пробив» женщину по базе данных, я был весьма удивлён: за всё время у неё не было ни одного нарушения! Она и сама стала негодовать, мол, как это так, впервые попалась. Поэтому, если женщина села за руль с полной уверенностью, она будет ездить и весьма неплохо. Сложно на дорогах тем, кто получил права, но выехать дальше гаража так и не решается.

– За что вы любите свою работу?

– Трудный вопрос. Но на другую я её бы не променял. Наверно за то, что могу и сам соблюдать порядок на дороге, и требовать этого от других.

– Как проводите выходные и свободное время?

– Выходные всегда охота провести с семьёй, что, к сожалению, не всегда удаётся. Сейчас строю дом. Стройка уже в процессе завершения.

– Напоследок спрошу: если бы у вас была возможность сделать так, чтобы никто и никогда не нарушал одно единственное правило дорожного движения, то какое вы бы выбрали?

– Соблюдать скорость движения. Превысил скорость – нарушил правило, не успел здраво оценить ситуацию на дороге и попал в ДТП. Требования скоростных режимов в черте города – не наша прихоть. Эти меры были приняты на основе аварий, в которых погибли люди. Так что, можно сказать, кровью написанные правила... Впереди новый учебный год, поэтому хотелось бы, в первую очередь, обратиться к родителям первоклассников. Большая роль в воспитании культурного участника дорожного движения отводится именно родителям. Поверьте, что никакие материальные затраты и блага не сопоставимы с жизнью и здоровьем Вашего ребенка. Отнеситесь к вопросам безопасности серьезно, будьте примером грамотного поведения на проезжей части! Каждый день, прежде чем отправить ребенка в школу, повторите с ним самые простые правила о том, что переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, а перед переходом посмотреть налево и направо и убедиться, что водитель приближающегося автомобиля пропускает. При перевозке детей в салоне автомобиля всегда используйте специальные детские удерживающие устройства и ремни безопасности в соответствии с правилами дорожного движения. Не надейтесь на «авось». Надеюсь на Ваше понимание и поддержку! Поздравляю всех с началом нового учебного года! Ребятам желаю полезных знаний и безопасных дорог!

Беседовала Светлана Попова

ДОСЬЕ

Туров Алексей Анатольевич

Дата и место рождения: 27 апреля 1973 года, г.Сыктывкар.

Образование: Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум; Современная гуманитарная академия.

Любимый фильм: «Место встречи изменить нельзя», «Москва слезам не верит».

Любимая книга: В.Шукшин «Калина красная», рассказы.

Ценит в людях: открытость, честность.

Жизненный девиз: «Не делай людям зла».